Статья «Самарский вариант ТРИЗ-педагогики»

Шарипов Р.Х. 2015 г.

Аннотация

В статье описывается программа формирования творческой личности «Бакалибрики», направленная на освоение ребенком всех методов полного процесса проектирования (ППП), в том числе и в первую очередь ТРИЗ. Особенность программы заключается в том, что она является программой раннего развития, содержит упражнения для развития обоих полушарий головного мозга и установления правильных межполушарных связей. Особое внимание в ней уделено качеству информации, мнемотехнике, контрадикционному и причинному анализу.

Аbstract

The article describes the program of formation of creative personality «Bakalibriki» aimed at the development of a child of all methods in the full design process (FDP), including first the TRIZ. Feature of the program is that it is a program of early development, contains exercises for the development of both hemispheres of the brain and the making of the right hemispheric connections. Particular attention is paid to the quality of information, mnemonics, kontradiktsion and causal analysis.

Самарский вариант ТРИЗ-педагогики.

« По идее, обучать ТРИЗ надо с детства. С 1976 года в «Пионерской правде» начат эксперимент: отрабатывается методика обучения детей. Оформлено это в виде страницы «Изобретать? Это так просто! Это так сложно!» Вышло более 50-ти страниц. Первые давали мало откликов — 300-500 писем. Теперь на каждую страницу приходит около 10.000 писем. Постепенно мы учимся работать с детьми: излагаем «кусочки» теории, подбираем интересные задачи и т.д. По материалам «Пионерской правды» написана книга: Г. Альтов «И тут появился изобретатель».

Альтшуллер Г.С., СПРАВКА «ТРИЗ-88» 1988 год. http://www.altshuller.ru/engineering/engineering16.asp

Постулаты самарского варианта ТРИЗ-педагогики.

(вытекающие из требований к педагогике будущего, описанных в

фантастическом рассказе Альтшуллера «Третье тысячелетие»).

1. Педагогика должна быть направлена на подготовку универсалов, которые все знают и умеют делать всё.

2. Обучение следует начинать в раннем возрасте (чем раньше, тем лучше) и заканчивать в 6 – 13 лет.

3. Специализация происходит сама собой. Выбор специальности студент делает сам.

4. Обучение производится с максимальной скоростью, прямиком к результату.

5. Программа подготовки должна постоянно обновляться и дополняться.

6. Учебные группы должны быть малыми (чем меньше, тем лучше) для учета индивидуальных особенностей ребенка.

7. ТРИЗ-педагог сам должен быть универсальной творческой личностью.

Дополнительные постулаты

8. Ребенок должен получать только качественную информацию.

9. Все фундаментальные знания и навыки человек должен получать до 6 лет, еще в детском саду.

Критерии качества информации:

1. Целесообразность.

2. Истинность.

3. Своевременность.

4. Полнота.

5. Чистота.

6. Алгоритмичность.

Целью самарского варианта ТРИЗ-педагогики является формирование творческой личности. Творчество востребовано только в процессе проектирования, поэтому системообразующим элементом программы формирования творческой личности «Бакалибрики» является полный процесс проектирования (ППП):

1

Рис.1

Программа «Бакалибрики» разбита на четыре подпрограммы:

1. ТРИЗнички для детей от полугода до 2 лет.

2. ТРИЗунки – для детей от 2 лет до 4 лет.

3. ТРИЗнечики – для детей от 4 до 6 лет.

4. ТРИЗайки – для детей от 6 до 8 лет.

После прохождения курса «ТРИЗайки» (иногда даже раньше) студент назначается заведующим кафедрой экспериментального детского института творчества (ЭДИТ). Заведующий кафедрой со своим помощником (одним из родителей или прародителей) должен организовать и провести не мене 3 мероприятий в год. В настоящее время в ЭДИТ функционируют 4 кафедры.

1. Кафедра кинематографии. Зав. кафедрой — Куркина Вероника.

2. Кафедра изобразительного искусства. Зав. кафедрой – Клёчкина Лена.

3. Кафедра технического творчества. Зав. кафедрой – Рафиков Марат.

4. Кафедра психологии. Зав.кафедрой — Гержановская Евдокия.

5. Кафедра военной подготовки. Зав. кафедрой – Леликов Ваня.

6. Кафедра танца. Зав кафедрой – Рузанова Даша.

Положительная мотивация.

Для того чтобы ребенок был замотивирован всерьез и надолго, необходимо сделать так, чтобы он поставил перед собой стратегические долгосрочные жизненные цели и выстроил логическую цепочку от настоящего момента до момента до их достижения. Для этого в самарской версии ТРИЗ-педагогики, в программе «Бакалибрики» предусмотрены:

1. Сбалансированная и систематизированная полная картина мира.

2. Курс ЖСТЛ (жизненных стратегий творческих личностей).

3. Курс законов развития активных систем.

4. Курс развития творческого воображения.

5. Курс «Наши песни» — сборник песен, пропагандирующих высокие общечеловеческие ценности.

Для среднесрочной мотивации используется метод отсроченного вознаграждения. С этой целью на листе формата А3(А4) изображается кирпичный домик. По мере выполнения домашних заданий ребенок закрашивает кирпичики по правилу «одно задание – один кирпичик). Когда все кирпичи будут закрашены (дом достроен), он ребенок получает вознаграждение, ради которого и велось это «строительство» — самокат, снегокат, велосипед, коньки, лыжи и.т.п.

Система конкурсов, проводимых кафедрами экспериментального детского института творчества (ЭДИТ) с вручением, дипломов, медалей, кубков, призов, денежных премий тоже служит формированию среднесрочной мотивации.

Для краткосрочной мотивации служат сладости, которые ребенок получает сразу после окончания часового занятия. Это может быть пакетик конфет, шоколадный батончик, печенье, фрукт (банан, яблоко, груша, киви и т.п). Такая мотивация позволяет вывести учебную доминанту на одно из первых мест.

Развитие мыслительного аппарата.

Для успешной реализации поставленных целей ребенок должен иметь развитый мыслительный аппарат.

«Психическими элементами мышления являются некоторые более или менее ясные, образы, которые «по желанию» могут быть воспроизведены и скомбинированы… А ассоциативная игра наглядных образов не является случайной и хаотической, она направляется теми логическими связями, которые я ищу и устанавливаю в процессе исследования». Альберт Эйнштейн.

За воспроизведение и комбинацию образов отвечает правое полушарие головного мозга, за установление логических связей – левое (Рис.2).

2

Рис.2

Развиваются только те участки мозга, которые стимулируются. Развитие мозга заканчивается уже к семи годам, поэтому одной из главных задач самарского варианта ТРИЗ-педагогики является максимальное стимулирование всех участков мозга, которые понадобятся ребенку в полном процессе проектирования. Это обеспечивается постановкой ребенка в активную учебную позицию.

Для развития левополушарных функций он должен не только слушать, но и говорить. Сначала он должен произносить звуки животных, потом короткие слова или слова с повторяющимися слогами, потом разучивать и декламировать сначала четверостишья, а потом и более сложные стихи, басни, петь песни, потом сочинять и загадывать загадки всех типов, потом делать доклады на двух языках, доказывать и опровергать, видеть и строить логические противоречия.

Для развития правополушарных функций ребенок долен сначала научиться мысленно перемещать точку, потом превращать точку в линию, потом линию в поверхность, поверхность в объемную фигуру, потом комбинировать фигуры и видеть их разрезы плоскостью или другими поверхностями, сопрягать объемные фигуры, комбинировать их и, наконец, анализировать и строить зрительные противоречия. Развитию воображения способствуют также курсы навигации и рисования.

Элементом мышления является чанк – единица информации, которая хранится и используется как единое целое. В простейшем случае – это подписанная фотография объекта на белом фоне (то, что Глен Доман называет «битом». ) При построении базы знаний и картины мира в программе «Бакалибрики» использован чанковый подход. Чанковый подход обеспечивает образование правильных межполушарных связей и реализуется в курсах «Картина мира», «Причинный анализ», «Мнемотехника».

Картина мира

Для правильного выбора достойной цели ребенок должен иметь перед собой полную базу знаний и полную картину мира. Картина мира и база знаний в программе «Бакалибрики» построена с использованием системного оператора. Для этого самое крупное материальное образование, известное человечеству – метагалактика рассмотрена по системному оператору и получен вертикальный срез мира:

1. Метагалактика

2. Галактики

3. Звездные скопления

4. Звездные системы (Солнечная система в том числе)

5. Планета

6. Сферы планеты

7. Слои сфер.

8. Вещества

9. Молекулы

10. Атомы

11. Элементарные частицы.

В каждой точке вертикального среза выстроены горизонтальные срезы (таксоны).

Вертикальный срез в совокупности со всеми без изъятия горизонтальными срезами обеспечивает соответствие картины мира критерию полноты.

Полная информация о единичном объекте таксона обеспечивается использование интегрального алгоритмом чтения (ИАЧ) научно-популярных текстов (Рис.3).

3

Рис.3

По этой схеме дети строят доклады, которые они делают на днях науки и конкурсах, проводимых кафедрами ЭДИТ.

Причинный анализ

Установлению правильных межполушарных связей способствует также и причинный анализ. Начинается курс причинного анализа с упражнений по поиску закономерностей по Айзенку, продолжается «Да-нетками», после чего приступают к изучению физических эффектов и явлений.

Мнемотехника

Для ускоренного запоминания текстовой информации используются рифмовки и метод зацепок по Гарри Лорейну, для запоминания числовой информации – опорная сеть памяти (ОСП), созданная по аналогии с ОСП Гарри Лорейна. Использование ОСП для запоминания иррациональных чисел – числа пи, корня квадратного из 2, 3, 5, золотого числа, константы Фейгенбаума требует развитого воображения и является хорошей тренировкой воображения.

Программа «Бакалибрики»

Дидактической основой самарской версии ТРИЗ – педагогики является программ «Бакалибрики», разбитая на подпрограммы:

1. ТРИЗнички – для детей от полугода до двух лет.

2. ТРИЗунки – для детей от двух до четырех лет.

3. ТРИЗнечики – для детей от четырех до шести лет.

4. ТРИЗайки – для детей от шести до восьми лет.

Для каждой подпрограммы созданы электронные учебники, содержащие по 56 или более занятий в электронной форме (клипы песен в видео формате и в программе PowerPoint остальные упражнения). Одно занятие содержит от 14 (в ТРИЗничках) до 18(в ТРИЗайках) видов упражнений, которые ребенок осваивает за неделю.

Представление о содержании занятий могут дать навигаторы, созданные для удобства работы ТРИЗ-педагога (Рис. с 4 по 7).

На голубых обоях слайда размещены названия упражнений, развивающих левополушарные функции мозга, на розовых обоях – названия упражнений, развивающих правополушарные функции, на коричневых – упражнения, формирующие правильные межполушарные связи, на белых упражнения физической подготовки.

4

Рис.4

5

Рис.5

6

Рис.6

7

Рис. 7

Список литературы:

1. Андреев О.А., Хромов Л.Н. Техника быстрого чтения. — Минск: Издательство университетское, 1987.

2. Бетенькова Н.М. Грамматика в рифмовках. – Москва: Новая школа, 1996.

3. Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду. — Москва: Просвещение, 1987.

4. Владченко А.В. 600 задач на сообразительность. – Донецк: Сталкер, 1996.

5. Гарднер Мартин. Есть идея! — Москва: Мир, 1982.

6. Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Концевая Л.А. Секреты орфографии. –Москва: Просвещение 1991.

7. Доман Глен. Как научить ребенка читать. — М.: АСТ Астрель, 2004.

8. Доморяд А.П. Математические игры и развлечения. –Москва: Государственное издательство физико-математической литературы, 1961.

9. Злотин Б.Л. Зусман А.В. Решение исследовательских задач. –Кишинев: Прогресс, 1991.

10. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. Кн. для учащихся.-М.: Просвещение, 1986.

11. Ивин А.А. Практическая логика: Учебное пособие.- М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.

12. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. Издание третье.-М.:Наука 1982.

13. Клюев Е.В. Риторика (Инвенция. Диспозиция. Элокуция): Учебное пособие для вузов. – М, : Издательство ПРИОР, 1999.

14. Литвин С.С. Развитие творческого воображения. Учебно-методическое пособие для инженеров и изобретателей. Рукопись.- Ленинград, 1981.

15. Лопатина Н.Г. Курс упражнений по развитию творческого воображения. Рукопись.- Волгоград, 1985.

16. Лорейн Гарри. Как развить мощную память. М.: Журнал ЭКО №2, 1981.

17. Родари Джанни. Грамматика фантазии . –Москва: Детская литература, 1979.

18. Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов.- Обнинск: Титул, 1996.

19. Сокольникова Н.М. Основы живописи.- Обнинск: Титул, 1996.

20. Сокольникова Н.М. Основы композиции .- Обнинск: Титул, 1996.

21. Сокольникова Н.М. Основы рисунка .- Обнинск: Титул, 1996.

22. Строгович М.С. Логика. – М,: Государственное издательство политической литературы, 1949.

23. Тимохов В.И. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ТРИЗ. -Санкт-Петербург: ТРИЗ – ШАНС,1996.

24. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения Москва: Просвещение 1989.

25. Шарипов Р.Х. Программа подготовки ребенка к инновационному образованию. Самара: СОЦ, 2006.

Вязаные шали и палантины и пончо http://klubka.net/model/pledi_pokrivala/ хемы вязания крючком шалей тщательно описаны.

Добавить комментарий