О программах подробно

Образовательная программа «Формирование творческой личности средствами теории решения изобретательских задач»«Бакалибрики» (далее Программа «Бакалибрики») предназначена для детей дошкольного возраста от 6 месяцев до 8 лет.

В процессе обучения дети:

  • с помощью игр и упражнений, разработанных на базе ТРИЗ, развивают творческое воображение, память, внимание, речь;
  • овладевают обширной базой знаний об окружающем мире;
  • формируют у себя в сознании естественнонаучную картину мира;
  • овладевают методами проектирования, основными понятиями теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), адаптированными для детей дошкольного возраста;
  • овладевают эвристическими методами поиска технических решений;
  • учатся использовать на практике полученные знания путем поиска выходов из проблемных, нестандартных ситуаций, решения задач, не имеющих однозначного ответа (открытых задач);
  • участвуют в соревнованиях, конкурсах по решению творческих задач, а также викторинах и праздниках разнообразной творческой направленности.

На занятиях используется демонстрация озвученных презентаций с использованием современных интерактивных средств, проводятся игры и соревнования.

Цели программы:

  1. Подготовка ребенка к успешному освоению методов проектирования, изобретательства.
  2. Обучение методам быстрого восприятия и обработки информации с тем, чтобы не тратить много времени на освоение общеобразовательной программы.

Задачи программы:

  1. Мотивация детей на творчество.
  2. Развитие высших психических функций – речи, памяти, внимания, воображения.
  3. Формирование и закрепление навыков логического и творческого мышления.
  4. Формирование и закрепления морально-волевых и нравственных качеств творческой личности.

Новизна программы «Бакалибрики» заключается в том, что:

  • программа направлена на формирование творческой личности;
  • программа является системой – целесообразной совокупностью функционально связанных элементов. Все элементы программы неразрывно связаны между собой и дают системный эффект (достижение цели) только при освоении каждого из элементов.

Для того чтобы творить новое, ребенок должен знать последние достижения науки и техники (владеть базой знаний) и уметь применять алгоритмы креативной логики. Эффективное применение креативной логики требует хорошо развитых левополушарных функций мозга, правополушарных функций мозга и правильно выстроенных межполушарных связей.

Для того чтобы добытое новое знание довести до уровня проекта а проект до реализации ребенок должен владеть основными элементами риторики, техникой быстрого набора текста и элементарными знаниями в области информатики;

  • обучение по настоящей программе рассчитано на использование самых современных интерактивных средств обучения – сенсорных досок, компьютера, проектора.

Все учебные материалы разработаны и продолжают разрабатываться только в электронной форме;

  • программа рассчитана на максимально раннее начало обучения – от 2 месяцев.
  • процесс обучения опирается только на положительную мотивацию, отрицательные эмоции и отрицательное стимулирование категорически запрещено;
  • в программе используются максимально алгоритмизированные учебно-методические материалы;
  • в программе широко используются элементы мнемотехники.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ

База знаний

База знаний – первое, с чем должен познакомиться ребенок. Сначала вводятся понятия частей его тела и объектов ближайшего его окружения (микробаза знаний). Постепенно круг понятий должен расширятся и заканчиваться хотя бы минимальными знаниями обо всех объектах Вселенной (минимальной базой знаний). Для того, чтобы максимальную базу знаний сделать доступной для ребенка, его необходимо обеспечить критериями качества информации, обучить технике быстрого чтения и путям поиска информации в библиотеках и Интернет.

Досье

База знаний дает только шапочное знакомство с единичным понятием. Для того, чтобы иметь полное представление об объекте, необходимо ознакомиться с досье (полной информацией) на него. Программа «Бакалибрики» предлагает досье на ряд ключевых объектов общей картины мира – космоса, неорганосферы, фитосферы, зоосферы, техносферы и ноосферы.

Развитие речи

Развитие речи начинается с освоения ребенком произношения гласных звуков. Для этого ему предъявляют фрагменты фильмов с демонстрацией артикуляции этих звуков. Врожденная способность ребенка подражать движениям мимических мышц, губ и языка обеспечивает ему правильную технику исполнения этих речедвигательных операций. Далее, то же самое проделывается с каждым согласным звуком. Закрепление навыков произношения звуков производится путем разучивания и многократного исполнения «слогопесен», «чистоговорок» и скороговорок.

Техника чтения

Технику чтения ребенок начинает осваивать со знакомства со звуками. После освоения звуков ему предлагается побуквенное чтение коротких слов, обозначающих объекты ближайшего окружения, хорошо знакомые ребенку. После этого ребенок должен выучить все виды элементарных смысловых рядов и научиться распознавать их за очень короткий промежуток времени. Далее следует познакомить его со всеми видами сложных смысловых рядов и после этого переходить к изучению частных текстов досье, это позволит ему без труда структурировать полные тексты досье. Ускорение процесса чтения научно-популярных текстов сводится к расширению поля ясного видения, подавлению артикуляции, приобретенной на первых этапах обучения чтению и к постоянным тренировкам в виде чтения детских энциклопедических текстов.

Формальная логика

Формальная логика начинается с семантики. Ребенок должен научиться определять смысловую нагрузку слов. После этого его можно знакомить и логикой сложных смысловых рядов, с правилами их построения и всеми видами ошибок, которые можно допустить при их построении. После этого следует перейти к изучению умозаключений и законов логики. Завершается изучение формальной логики освоением процедур доказательств и опровержений.

Математика

Изучение математики начинается со счета. Сначала осваивается счет по одному до 10, потом по одному до 20. После этого – счет десяткам до 100 и счет до 100 по одному. После запоминания таблицы сложения с помощью опорной сети памяти, которая осваивается в курсе «Тренировка памяти», вводятся понятия разрядов и осваиваются алгоритмы сложения двузначных, а потом и трехзначных чисел. После доведения до автоматизма процедуры сложения на задачах на отыскание целого по частям, переходят к освоению вычитания через триады примеров на сложение-вычитание. Доведение до автоматизма процедур вычитания производятся при решении задач на отыскание части по целому и части и на задачах на сравнение. После этого переходят к разучиванию таблицы умножения с помощью опорной сети памяти. Процедура умножения закрепляется и доводится до автоматизма при решении задач на отыскание объема по темпу и кратности. После этого вводится операция деления через триады примеров на умножение-деление. Разучивание таблицы квадратов становится возможным только после полного овладения ребенком опорной сетью памяти и заключается в разучивания рифмованных легенд таблицы квадратов. Ребенок, запомнивший таблицу квадратов чисел без труда справляется с табличным извлечением квадратного корня.

Письмо

Для овладения письмом ребенок должен довести до автоматизма написание элементов букв. Для этого он должен многократно (более 38 раз) выполнить написание каждого элемента букв, соединений элементов в букву и соединений букв. Это занятие довольно скучное, поэтому требует хорошей мотивации – демонстрации выполненных заданий группе, выставление на всеобщее обозрение тетрадей и прописей, похвалы, «наград», повышения рейтинга.

Быстрый набор текста

Обучение быстрому набору текста следует начинать с постановки рук на клавиатуру вслепую. После этого необходимо овладеть техникой удара-броска в процессе печатания под диктовку слов и предложений, содержащих буквы сначала только для указательных пальцев. После овладения ребенком печатания этой группы букв, следует добавить к ним слова и предложения, содержащие еще и буквы, которые контролируют средние пальцы. Когда ребенок освоит и эти буквы можно добавлять в его арсенал печатание букв, за которые отвечают безымянные пальцы, а затем и букв, за которые отвечают мизинцы. Продолжается обучение быстрому набору текстов овладением печатанием цифр и знаков. После этого следует организовать ускорение процесса набора текста, например, устраивая конкурсы и соревнования, давая печатать тексты на время и фиксируя рекорды.

Развитие творческого воображения

Развитие творческого воображения начинается с решения точечных и пиксельных задач. Далее следует помочь ребенку овладеть манипуляциями точкой – мысленного перемещения ее сначала вдоль оси горизонтальной или вертикальной (игры «Рыбка», «Стрекоза»), потом на плоскости (игра «Муха»), а потом и в объеме (игра «Электрон»). После овладения манипуляциями с точкой можно приступать к овладению мысленным превращением точки в линию – сначала в ломаную (векторные задачи 1-го и 2- го типов), потом и в кривую (задачи на построение замечательных кривых, замечательный диктант). Если ребенок овладел вышеописанными навыками, то ему не составит труда мысленно превратить плоскую фигуру в объемную методом вращения, протяжки или вытяжки. Далее ребенку предлагаются для освоения методы трансформации и, наконец, зрительные противоречия и иллюзии.

Рисование

Очень важно выполнять рисунки не на горизонтальной плоскости, а на вертикальной. При этом карандаш или кисть ребенок должен держать так, как это делают профессиональные художники, а не так как держат ручку при письме. Начинать освоение техники рисования следует с рисование прямых линий – горизонтальных, вертикальных, диагональных, радиальных. Далее следует овладеть рисованием кривых линий — окружностей, спиралей, дуг разных радиусов. После этого ребенок должен овладеть техникой штриховки. После этого можно вводить понятия тени и блика и учить его правильному распределению теней на объемных фигурах – конусе, цилиндре, шаре. После этого можно вводить понятия ракурса, перспективы и перспективных искажений, предлагать рисунки, в которых учитываются эти понятия. После этого следует предложить ребенку как можно больше алгоритмов рисования единичных объектов и их деталей, параллельно с этим изучается цвет, сочетания цветов, различные палитры. Наконец вводятся понятия композиции, правила построения разных композиций, анализируются зрительные противоречия, которые использовали известные художники в своем творчестве.

Причинный анализ

Изучение причинного анализа начинается с поиска простых графических закономерностей – «Недостающая фигура», «Сложение фигур», «Вычитание фигур», «Поворот», «Отражение», «Возрастающая последовательность». Далее следует перейти к смысловым последовательностям и так называемым, «развивающим канонам», отражающим элементы досье на единичные объекты. После знакомства с лингвистическими закономерностями («Колобок», «Гроздь», «Замена глухих на звонкие», «Кроссворд», «Сборка») можно переходить к математическим закономерностям («Самолетики», «Домики», «Сборка»). Завершается курс причинного анализа решением задач – «Да-неток».

Креативная логика

Освоение креативной логики начинается с общей схемы полного процесса проектирования. После этого приступают к последовательному, детальному изучению методов постановки цели, уточнения ситуации, анализа ситуации, дивергенции, конвергенции, трансформации, гармонизации, экспертизы, внедрения и реализации. Завершается курс креативной логики курсовым проектом – презентацией, демонстрирующей шаги полного процесса проектирования при поиске нового технического решения.

Контрадикционный анализ

Контрадикционный анализ осваивается в процессе решения задач на смекалку, то есть таких задач, которые содержат противоречия – истинные или мнимые. Противоречия делятся на виды в зависимости от того, какие виды понятий исключают друг друга – признаки, функции, технологии, структура и т.п. Задачи с признаковым противоречием следует давать только после изучения признаковых загадок в курсе логики и признаковых смысловых рядов в курсе техники быстрого чтения. Задачи с функциональным противоречием – после освоение функциональных загадок и функциональных смысловых рядов. И т.д. После освоения задач с каким – либо противоречием, рекомендуется предложить детям самим построить аналогичную задачу.

Формирование морально-волевых и нравственных качеств

Творческая личность, кроме всего прочего, должна обладать еще и определенным набором морально-волевых качеств:

  1. Целеустремленность;
  2. Помехоустойчивость;
  3. Настойчивость;
  4. Высокая нравственность

Добавить комментарий